↑ Вернуться > Статьи

Распечатать Страница

Обращение к театрам

В наши дни наступило время привнести в театр (кино) лучшие из достижений современной науки, отдельные из которых могут реально работать в этой специфической области.

Речь идет о системно-векторном психоанализе. Это учение является синтезом разных дисциплин (например, психологии, философии, медицины), позволяющим собрать воедино все частные знания о человеке и учит ими правильно пользоваться. http://in4life.ru/?page_id=71

Системно-векторный психоанализ уже зарекомендовал себя как действенный инструмент исследования любой наблюдаемой и художественной реальности.

Зачем это надо Вам?

Вероятно, все же существуют творческие задачи, в решении которых мог бы помочь психолог. Но ходит ли кто-то на консультации по творческим вопросам? Для этого нужен психолог с соответствующей спецификой образования.

Системное мышление помогает решить проблему нехватки, избытка или хаотичности теоретических знаний, если приходится сталкиваться с терминологическими несоответствиями во время работы в разных творческих коллективах.

Не подлежит сомнению, что жесты, позы, мимика, глубинные архетипы мизансцены играют основную роль в манипуляции сознанием зрителя, а системно-векторный психоанализ помогает быстро сформировать образный ряд и четко расставить подсознательно узнаваемые акценты.

Главное, что системно-векторный психоанализ является революцией в создании психологической характеристики героя.

Овладев этим инструментом, можно очень быстро и точно выяснить: «кто есть кто».

Помочь внедрить эту прогрессивную методику в  ваш творческий процесс способен психолог с режиссерским образованием, применяющий принципы системно-векторного психоанализа. Такой специалист существует, представляем вам эксперта Фонда СВП, Екатерину Томашевскую http://www.b17.ru/ketersefer/, рекомендуем ее для работы в вашем коллективе.

Для начала нашего взаимодействия возможно начать работу с простой консультации. Разовые консультации, по вашему желанию, могут перерасти в долгосрочное сотрудничество по кастингу (подбор актеров), эвристике (формирование творческого замысла), скрипт-докторингу (помощь в построении грамотного психологического взаимодействия персонажей и характеристик действующих лиц при работе с драматургической основой), совместную разработку стратегии манипуляции сознанием зрителя, участие в создании системной режиссерской экспликации.

Также возможно проведение групповых тренингов по системно-векторному психоанализу с актерами и режиссерами. Для них учение преподается на специфической профессиональной базе, поскольку ведет тренинг психолог с режиссерским образованием – специалист на стыке областей, Екатерина Томашевская. В соавторстве с основоположником СВП В. К. Толкачевым ею написана книга «Основы теории системной драматургии», отрывок из которой приведен в приложении к письму.

«…Сперва нас почти ВСЕХ возили в ЧЕТЫРЕХ-колесной детской коляске, потом МНОГИЕ из нас ездили сами на ТРЕХ-колесном велосипеде, НЕМАЛО и тех, кто освоил ДВУХ-колесный велосипед, и только НЕКОТОРЫЕ умеют выступать в цирке на ОДНОМ колесе. Это соответствие работает и в системе «режиссер – зритель».
Можно ли научиться управлять процессом мышления и по определенным правилам эффективно получать целенаправленный художественный продукт мышления?
Почему бы не попытаться создать таким же образом и театральную систему?
Системное мышление – это инструмент исследования любой реальности наблюдаемого (ощущаемого и воспринимаемого) или представляемого, и даже воображаемого мира.
Применяется этот инструмент в основном для изучения человека.
Но главная наша задача – показать работу всего этого механизма в драматургии: в ее литературном и сценическом воплощении, и даже немного коснуться воплощения экранного.
Наши творческие и научные искания основаны на базовых законах системного мышления и на методе прикладного системно-векторного психоанализа В. К. Толкачева. Это системная теория соматопсихологических типов, восходящая к концепции З. Фрейда, а также трудам К.-Г. Юнга и Ш. Фурье.
Типологизация по ГЕНЕРАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ любой реальности наблюдаемого мира, включая человека, является универсальной.
Психотипы в различных комбинациях создают сложные индивидуальности – гармоничные или дисгармончные. Функциональная врожденная подпрограмма это и есть суть такого явления, как предназначение человека.
Бессознательные тенденции формируют как повседневное поведение и жизненные цели, так и сверх-сверхзадачи творчества.
Нам предстоит поговорить просто о сложном и сложно о простом. Мы рискнем предположить, что ВОСЕМЬ соматопсихологических типов – это ВОСЕМЬ НОТ системной драматургии – писательского, режиссерского и актерского мастерства.
Системное мышление – это качественно новое состояние разума, это, прежде всего, процесс обработки различных множеств по универсальным правилам и законам. Потребность в этом инструментарии просвечивается ВО ВСЕХ трудах по теории театра.
Как пользоваться этим универсальным инструментом нам, служителям театральному искусству?
Возможно ли таковое – математика вдохновения?
Да и можно ли загонять искусство в рамки каких-то «систем», «законов»?
Можно ли научиться управлять процессом мышления и по определенным правилам эффективно получать целенаправленный художественный продукт мышления?
Почему бы не попытаться создать таким же образом и театральную систему?
Единые законы Вселенной можно применить к явлению любого масштаба!

СИСТЕМНОСТЬ не значит СУХОСТЬ. Это скорее удивительная ГИБКОСТЬ, невероятная СВОБОДА проб при возможности почти избежать ошибок. Понимание системной организации мира помогает легко «парить в воздухе» стимульного материала для творчества, но «со страховкой».
И мы не можем ОБЪЯСНИТЬ НЕОБЪЯСНИМОЕ, но мы можем ОБЪЯСНИТЬ его НЕОБЪЯСНИМОСТЬ.

§5 АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
СИСЕМНО-ВЕКТОРНОЙ ДРАМАТУРГИИ

Нас на Земле миллиарды, и все мы разные. Но в чем-то мы и сходны. Поэтому уже давно ученые пытались выяснить то сходное, что есть у всех людей, независимо от различий в месте и времени проживания.
Авторская матрица понятия «Жанр драматургического произведения», которая будет приведена ниже (она является фрактальным раскрытием многоуровневой матрицы «системной драматургии»), основана на базовых законах системного мышления и на методе прикладного системно-векторного психоанализа В. К. Толкачева. Это системная теория соматопсихологических типов, восходящая к концепции З. Фрейда, а также трудам К.-Г. Юнга и Ш. Фурье.
Суть этого учения обобщенно сводится к следующему: психические процессы, приводящие к раздражению эрогенных зон, формируют основные психологические тенденции в становлении характера личности и индивидуальности.
Типологизация по ГЕНЕРАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ любой реальности наблюдаемого мира, включая человека, является универсальной. Психологические человеческие типы в этой функциональной типологии следует называть Генеральным Функциональным Типом (ГФТ). Добавим, что это мы и будем называть вектором.
Этих ГФТ, как и эрогенных зон на теле человека, ВОСЕМЬ.
Похожий принцип можно проследить в теории «воображаемого центра» М. А. Чехова: «Еще глубже и тоньше овладеете вы характерностью роли, если к созданному вами телу присоедините и воображаемый центр. <…> …центр этот, помещенный в груди, делает ваше тело гармоничным, приближая его к идеальному типу. <…> В зависимости от особенностей роли будет меняться и ваше представление о центре… <…> Центр в голове Фауста вы можете, например, вообразить большим, сияющим и излучающим, в то время как центр в голове Вагнера – небольшим, напряженным и даже жестким. Вы можете поместить небольшой, похожий на кристалл центр в плечо или глаз для таких характеров, как Квазимодо или Тартюф. Мягкий, теплый, не слишком маленький, в области живота – для Фальстафа или сэра Тоби Бэлча. Хрупкий и прозрачный центр в коленях – для сэра Эндрю Эгьючика. Даже вне пределов тела можете вы вообразить центр. Для Гамлета, Просперо или Отелло, например, вы можете поместить его перед телом. Для Санчо Пансы – сзади, пониже спины и т. п.» (Чехов М. А. О технике актера. М., «АРТИСТ. РЕЖИССЕР. ТЕАТР», 2002, с. 434)
«Сзади, пониже спины» – это уже четкое попадание в вектор.
И Станиславский перечислял, как вскоре узнаем, не что иное, как эрогенные зоны: «И у нас, на сцене, должна быть хватка – в глазах, в ушах, во всех органах пяти чувств. Коли слушать, так уж – слушать и слышать. Коли нюхать, так уж – нюхать. Коли смотреть, так уж – смотреть и видеть, а не скользить глазом по объекту, не зацепляя, а лишь слизывая его своим зрением. Надо вцепляться в объект, так сказать, зубами». (Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., «АРТИСТ. РЕЖИССЕР. ТЕАТР», 2002, с. 269) Правда, Станиславский всегда опирался на классическую, устаревшую пентаду: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
Рецепторов на теле человека очень много, и они не исчерпываются только эрогенными зонами.
По принципу системного мышления ГФТ размещены в матрице. Обобщенный тип – собирательный характер, формируемый активностью одной эрогенной зоны.
Количество векторов может быть разным. В среднем у человека их обычно три-четыре и более.
«Многие думают, что человеческие страсти, будь то любовь, ревность, ненависть и пр., представляют какое-то одно самостоятельное чувство. Это не так. Всякая страсть – сложное, составное переживание, совокупность бесконечно многих и самых разнообразных самостоятельных чувств, ощущений, состояний, свойств, моментов, переживаний, задач, действий, поступков и т. д. Все эти составные части не только многочисленны и разнообразны но и нередко противоположны друг другу. В любви есть и ненависть, и презрение, и обожание, и равнодушие, и экстаз, и прострация, и конфуз, и наглость, и пр. и пр.
Так в живописи наиболее утонченные художественные тона и оттенки создаются не одной какой-нибудь краской, а соединением многих красок между собой». (Станиславский К. С. Работа актера над ролью. Материалы к книге. Собр. соч., т. 4, М., «Искусство», 1991, с. 125)
Вектора в различных контрарных и комплементарных комбинациях и создают сложные индивидуальности – гармоничные или дисгармоничные. Функциональная врожденная подпрограмма – это самая суть такого явления, как предназначение человека.
Это бессознательная тенденция, формирующая повседневное поведение и жизненные цели, а также сверх-сверхзадачи творчества.

§11 ВОСЕМЬ НОТ СИСТЕМНОЙ ДРАМАТУРГИИ

Естественно возражение: не примитивно ли сводить все к каким-то восьми схематичным типологическим характеристикам? Но вспомним бессмертные слова Станиславского: «Такая партитура, или линия, по которой вам следует идти, должна быть проста. Этого мало, она должна удивлять вас своей простотой». (Станиславский К. С. Работа актера над ролью. Материалы к книге. Собр. соч., т. 4, М., «Искусство», 1991, с. 307)
И потом, в культуре человечества уже есть эквивалент этой методики. И эта аналогия тоже приведена у Станиславского: «Сколько нот в музыке? <…> Только семь… <…> А между тем комбинации из этих семи нот еще далеко не исчерпаны. А сколько у человека душевных элементов, состояний, настроений, чувствований? Лично я их не считал, но не сомневаюсь, что их больше, чем нот в музыке. <…> Так позаботьтесь же о том, чтоб узнать, во-первых, средства и приемы извлечения из своей души эмоционального материала и, во-вторых, средства и приемы создания из него бесконечных комбинаций человеческих душ ролей, характеров, чувств и страстей». (Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., «АРТИСТ. РЕЖИССЕР. ТЕАТР», 2002. с. 227)
Эту же ассоциативную линию проводит и Товстоногов: «В дневнике французского художника Делакруа есть одна чрезвычайно интересная запись. Делакруа утверждает, что “все ресурсы искусства становятся в руках художника как бы клавишами фортепиано: по одним он ударяет, извлекая те или иные звуки, другие оставляет безмолвными”. Даже тогда, когда перед тобой раскрыты ноты, какими служит режиссеру пьеса, нелегко и не всегда удается безошибочно выбрать именно те клавиши, ударяя по которым можно с наибольшей полнотой и точностью воспроизвести главную мелодию будущего спектакля». (Товстоногов Г. А. Зеркало сцены 2. Л., «ИСКУССТВО», 1984, с. 79)
Рискнем же предположить, что ВОСЕМЬ соматопсихологических типов – это ВОСЕМЬ НОТ системной драматургии – писательского, режиссерского и актерского мастерства…»

Адаптированная версия тренинга для работников театра и кино,
писателей-драматургов, актеров, режиссеров:

РОСКОШЬ СИСТЕМНОГО САМОПОЗНАНИЯ ИЛИ
ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМНО-ВЕКТОРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Курс состоит из двенадцати занятий по три часа:
1.Два первых занятия являются вводными в данную систему мышления;
2.Восемь занятий – разбор каждого из представленных в системе элементов темперамента и характера, раскрытие данного сомато-психологического типа;
3.Два заключительных занятия дают возможность разобрать сочетания и взаимосвязи элементов, которые формируют характер человека, а также найти применение полученным знаниям.
4.Возможны дальнейшие занятия в формате практикума, на которых учащиеся могут представить фрагменты своих работ и разобрать их всей группой.
Каждая группа включает в себя десять-пятнадцать человек.
Место и время занятий определяются по желанию слушателей.
В результате корректировки творческого жизненного сценария открываются и развиваются следующие направления творческой деятельности:
1.сокращение времени репетиционного процесса;
2.точный и быстрый подбор актера;
3.разбор внешнего и внутреннего действия, конфликтов, осознанных и неосознанных сценических задач и сверхзадач персонажа и произведения по врожденным генеральным функционально-типовым подпрограммам;
4.системный подход, обеспечивающий свободу творческого поиска, при сохранении основной действенной линии;
5.гармоничные отношения в творческом коллективе и системный выход из критических творческих ситуаций;
6.решение проблем авторско-режиссерских гармоний и дисгармоний;
7.основы системно-векторной сексологии в драматургической адаптации;
8.психоАНАЛИЗ драматургической основы и психоСИНТЕЗ темперамента и характера персонажа.
Основоположник метода В. К. Толкачев. В основе его учения лежат работы В. А. Ганзена, З. Фрейда, К. Г. Юнга, Ш. Фурье и многих других. Курс адаптирован под драматургическую специфику на основе работ К.С.Станиславского, М. А. Чехова, Г.А.Товстоногова и ряда других авторов многочисленных работ по теории театра.
Курс читает Екатерина Томашевская – ученица и преемница В.К.Толкачева, получившая режиссерское образование.

Постоянная ссылка на это сообщение: http://in4life.ru/?page_id=383

Добавить комментарий