«

»

Ноя 22

Распечатать Запись

Психоанализ и Сублимация

палитра в перспективе11. Горе от ума, или разрушительная сублимация или  2. Сублимация, ведущая к деструкции                            Как известно, сублимация – психический процесс, впервые теоретически обоснованный Зигмундом Фрейдом в 1905 году. Фрейд полагал, что все поведение проистекает от либидинозных влечений, цели которых нередко противоречат требованиям, предъявляемым индивиду культурой и социумом. Сублимация же рассматривалась как отвлечение инстинктивных влечений от первоначальных объектов в сторону социально более значимых. Например, таких внешне не сексуальных видов деятельности,как художественное творчество, труд, познание и пр. На тему сублимации мы беседуем с преемницей петербургского ученого Виктора Толкачева – Екатериной Томашевской.

— Зигмунд Фрейд утверждал, что сексуальная энергия перерастает в творческий продукт. Что вы об этом думаете?

— Это очень тонкий момент и одно из серьезных отличий системно-векторного психоанализа Толкачева от работ Фрейда. Ведь вот что происходит… Творчество, как и все остальное, является частью функционала психотипа. Есть сексуальные и не сексуальные типы, есть женщины с хорошо развитым родовым трактом, есть бесплодные, у которых он практически отсутствует. У всех по-разному. Есть мужчины, которым нужно осуществлять свою половую функцию раз в год и то лучше в високосный, а есть те, которым надо раз в день, а то и не раз. И у женщин так же. Это обусловлено теми же законами, которые мы уже обсуждали на примере мышечной активности.

Поэтому сублимация в нашей школе имеет чуть-чуть другое определение. Сублимация существует в любом векторе. Это косвенная инициация эрогенной зоны. Вот я анальный эротик. Сидя в байдарке или каное, я говорю, что занимаюсь греблей во славу родины, при этом плавно покачиваюсь. Или сижу и пишу «Войну и мир». Вот это сублимация. Он не прямо инициирует эрогенную зону, но косвенно. Он нарабатывает в своем характере ряд привычек, которые доставляют косвенное удовольствие. Поверьте, тогда человек будет работать, трудиться, заниматься деятельностью и творчеством с большой радостью и продуктивно.

Но та сексуальная энергия, которая рождена как сексуальная, и должна быть истрачена в сексуальном направлении. Перенаправлять ее, конечно, можно. Но только до и после – не вместо. Произведение искусства рождается в муках творчества. Это сложный процесс. Он требует огромной отдачи всего организма, который обязательно потребует восстановления. Если этого не происходит, нарушаются все функции. Такое творчество будет больным, и его плоды способны отравить огромное культурное пространство. Такое «переливание больной крови» может вылиться уже в ментальную патологию.

— То есть все равно нереализация сексуальной энергии ведет к болезни?

— Да. Разве что ты что-то чуть-чуть задержал, и на этом подъеме сотворил, но потом обязательно расслабился. В нашей системе существует закон необходимости разрядки любого напряжения. Он напрямую вытекает из фазового закона развития Вселенной. Если этой разрядки не происходит, то это бьет по организму болезнью. Если вы не сходили в туалет, то все равно с выпученными глазами вы побежите туда. Все работает по одним законам. А эти все фекалии от нереализованной страсти уходят в другие органы, награждая нас болезнью. Если идти по фрейдовскому рецепту, то творчество будет больным от такой сублимации, то есть туда будет изливаться не здоровый творческий порыв, а эти самые фекалии, прививая вот это другим. И здесь никакая «энергия» не переходит ни в какую «другую энергию».

— Верно, что фригидность вами была упомянута как норма для некоторых женщин?

— Есть фригидность как последствия психологической травмы, а есть фригидность как норма. Не трогайте ту, у которой это норма, потому что болезнь у нее будет, когда вы начнете лечить ее от этой фригидности. Вот тогда она заболеет по-настоящему. У нее организм устроен так, что ей просто никак и не надо. А вот другая вытеснила свою сексуальную функцию и заработала себе психотравму, повесив «нельзя» вместо «пояса верности», туда, где надо разместить плакат «можно». Естественно у нее функция отказывается работать. Все зависит от того, какую травму получает женщина. Похожая схема с импотенцией и преждевременной эякуляцией у мужчин.

— Исходя из этого, можно сказать, что у всех разный сексуальный аппетит?

— И более того, он еще и обусловлен совершенно разными стимулами.

— Вот некоторые родители очень беспокоятся, когда ребенок начинает проявлять интерес к своим гениталиям, да еще и в раннем детстве. Как поступить, когда ребенок открывает, что мальчик и девочка по-разному устроены?

— Беспокоится о них не нужно, нужно относится к этому спокойно, просто «окультурить» эту функцию. Ни в коем случае не выслеживать и не бить по рукам. Это приведет как раз к той психологической травме, которая сформирует фригидность у женщины и импотенцию или преждевременную эякуляцию у мужчин… и не только это. Палитра огромна.

И вот еще одно отличие от школы Фрейда. У него каждый проходит несколько этапов сексуального развития: сначала оральная, потом анальная… Но скорее всего, Фрейд срисовал эту модель с самого себя. Столкнувшись с тем, что эрогенная зона формирует характер, приходится констатировать, что оральный эротик с детства до старости будет оральным эротиком, а если этого нет, то и фазу эту он не проходит. То же самой у анального эротика. Но если у человека есть и то и другое, то он, действительно, может переключаться с одной фазы на другую. И не один раз.

— Если все развилось успешно, и встретились подходящие друг другу родители, родился у них ребенок, «дополнив стаю до целого», но при этом мама могла обладать низкой сексуальностью, а родившийся ребенок уже высокой. Мама, что, просто не поймет, что делать с таким ребенком и как «окультурить» эту функцию?

— Пусть тогда папа объяснит. Или можно пойти к психологу, который сумеет все объяснить маме, а потом и ребенку.

— Как быть родителем детей с повышенной сексуальной активностью, особенно в переходный возраст, одиннадцать-пятнадцать лет?

— Тут и до одиннадцати лет ждет много приключений. Фаза детской сексуальности досталась нам как эхо из эволюции, ретро-эхо. Пять-шесть лет – это уже половозрелая обезьяна. И фаза детской сексуальности в сексуально сильных векторах начинается в этом возрасте, плюс-минус пара лет. Если не бить ребенка по рукам в детском саду за то, что он подсматривает или совершает первые робкие, а иногда и не очень, сексуальные манипуляции, не наказывать, то есть не акцентировать его внимание на этом, то фаза сама по себе затухнет и вернется к моменту созревания. Единственное к чему детей стоит приучить, так это никуда не лезть грязными руками… В сильно сексуальных векторах фаза созревания наступает у девочек к моменту первых месячных, а они могут начаться и в десять, одиннадцать лет. А бывает и раньше… А у некоторых и в пятнадцать ничего нет, и это нормально для их психотипа, конечно, если это не травмированный сильный сексуальный вектор.

— То есть у гинеколога от бесплодия может лечиться и сексуально активный тип?

— Конечно, если нарушение связано с психологической травмой. Если у женщины нарушена эта функция, и у нее не возникает нужного биохимического и гормонального фона, то может и овуляция не пойти. А если женщина сильно сексуальная, то это может быть и от брызг… и от ветра…

— Мы живем в социальном обществе, и не хочется, чтобы девочка беременела и рожала раньше, не достигнув совершеннолетия. Как сделать так, чтобы этого не происходило, за чем проследить, что объяснить и когда это правильнее всего сделать?

— Общество живет по своим законам, а у данной девочки в пятнадцать лет – это в свое время. У каждой особи женского пола есть своя родовая программа. В какой-то нет ни одного ребенка, а в какой-то их десять-двенадцать. Поэтому у нее может сработать этот инстинкт, и организм подойдет к выполнению этой функции.

— Очень часто это происходит просто из-за неопытности, непонимания, неумения предохраняться…

— Бывает. Но чаще всего, если девушка не готова, она и не забеременеет. Поймите, то, что там внутри намного умнее и самой девушки, и общества.

— Но девушка собирается дальше учиться и идет делать аборт.

— Аборт вреден всегда, и до этого лучше не доводить. Надо девушке объяснить, как и почему все происходит. Если роды и воспитание ребенка в данной ситуации невозможны, безусловно, ее надо заранее обучить принимать необходимые меры. Мальчикам, конечно, проще. Племяннику Антона Павловича Чехова, великому русскому актеру Михаилу Александровичу Чехову, его отец Александр Павлович, клал в муфточку денег на проститутку, провожая его в гимназию.

— То есть детей надо правильно сексуально воспитывать?

— Нас ведь учат мыть руки. Нас учат чистить зубы. Нас волосы заплетать в косы учат? Так почему же нас не учат этому? Нам же «окультуривают» функцию дефекации, так как продукт данного акта девать куда-то надо, ведь он виден. Это факт, от которого не уйти. А некоторые другие факты видны гораздо меньше, они остаются внутри в виде болезни. Если ребенок, извините, обосрался, то мы называем это своим словом и понимаем, что этого допустить нельзя. А если у подростка произошло что-то, связанное с сексуальностью, то это всячески умалчивается, и, что еще хуже, за это наказывают. Либо он это не совершил, и его за это хвалят и гладят по голове. В итоге у некоторых мы имеем фригидность или импотенцию, многие вообще не хотят иметь детей. Поэтому, чтобы иметь ребенка, в доме должна быть соответствующая обстановка!

Беседу вела Гаянэ Кечек

Получить знания в области системно-векторного психоанализа можно, пройдя психологический тренинг «Роскошь системного самопознания»

Постоянная ссылка на это сообщение: http://in4life.ru/?p=130

Добавить комментарий